Развитие интелекта

12.01.2019

Консультация для родителей

Влияние пальчиковой гимнастики
на умственное развитие ребенка

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воз­действие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры, в Древнем Китае. Игры с участием рук и пальцев приводит в гармоническое отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намиком Токудзяро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения:

1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

4. «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

5. «Коза». Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории,потешки.

1. Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

2. Водичка, водичка,

Умой мое личико…

3. Полетели птички,

Птички-невелички.

Сели птички. Посидели.

Опять полетели.

(Сжимание и разжимание пальцев рук. Выполнение движений в соответствии с текстом.)

(Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)

4.Мышка мыла мышам лапку,

     Каждый пальчик по порядку.

     Вот намылила большой,

     Сполоснув потом водой.

     Не забыла и указку –

     Смыв с нее и грязь, и краску.

     Средний мылила усердно –

     Самый грязный был, наверно.

     Безымянный терла пастой –

     Кожа сразу стала красной.

    А мизинчик быстро мыла –

    Очень он боялся мыла…

(Массаж пальцев.)

5.Пальчики здороваются:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

6.Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам.

Кончиком большого пальца

правой руки поочередно касаться

кончиков остальных пальцев.

Пальчики сжаты в кулачок.

Указательный и средний

пальцы вытянуты вверх и

прижаты один к другому.

Безымянным пальцем и мизинцем

стучим по большому пальцу.

7. Кольцо.

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

Большой и указательный пальцы

соединить в кольцо, остальные

отвести в сторону.

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.